Фестиваль NET (Новый европейский театр) открылся премьерой
спектакля МХАТа имени Чехова по пьесе екатеринбургских драматургов братьев
Пресняковых "Терроризм" в постановке Кирилла Серебренникова. В заложниках
современной драматургии и режиссуры побывала МАРИНА ШИМАДИНА.
Новая пьеса братьев Пресняковых появилась в репертуарном плане театра
примерно полгода назад. Их "Терроризм" наряду с пьесами "Облом-off" Михаила
Угарова и "Пьемонтский зверь" Андрея Курейчика стал победителем конкурса
современной российской драматургии, который организовали чеховский МХАТ и
Министерство культуры. Живущие в Екатеринбурге братья Пресняковы снимают фильмы
про голубей-убийц и трамваи-призраки, пишут пьесы, действие которых происходит
на фоне повесившихся домохозяек, руководят Театром Кристины Орбакайте, в котором
сами ставят свои пьесы, и параллельно преподают в университете. В прошлом году в
планах МХАТа была заявлена их предыдущая пьеса "Европа–Азия", которая в
результате так и не вышла на подмостки. Можно предположить, что художественного
руководителя МХАТа привлекает современный язык драматургии братьев Пресняковых.
Но наверняка в победе их новой пьесы на конкурсе сыграла свою роль и социальная
актуальность трагифарса. Хотя ни драматурги, написавшие "Терроризм" год назад,
ни чуткий Олег Табаков, принявший пьесу к постановке, не могли рассчитывать на
такую злободневность. Режиссеру даже пришлось написать специальное обращение к
зрителям: "Ни одного нового элемента не появилось в спектакле в связи с тем, что
происходит в жизни".
В своих предыдущих работах ("Пластилин" Василия Сигарева в Центре современной
драматургии и режиссуры и "Откровенные полароидные снимки" Марка Равенхилла в
филиале Театра имени Пушкина) Кирилл Серебренников доказал, что может найти для
современной драматургии адекватный театральный язык. В своем третьем московском
спектакле он это утвердил окончательно. Абсурдные сцены-диалоги, которые в
обычном театре звучали бы дико и фальшиво, режиссер превратил в череду
остроумных аттракционов. Актеры играют по нескольку ролей и свободно мигрируют
из одного эпизода в другой, крупными стежками сшивая разваливающийся на
отдельные лоскутья текст. Участвуют в спектакле как молодые артисты труппы
МХАТа, так и приглашенные режиссером. Серебренниковцы Марина Голуб, Анатолий
Белый, Виталий Хаев чувствуют эту трагифарсовую манеру лучше других. Они играют
жестко и вызывающе, утрируя приемы с нажимом, оправданным эпатажной резкостью
текста. Единственный минус этого спектакля – чрезмерная затянутость каждого из
эпизодов. Вроде бы смысл сцены уже ясен, а она все длится и длится, размывая уже
сказанное ненужными дополнительными разъяснениями. Словно это отснятый материал,
которого еще не коснулись монтажные ножницы.
Мхатовский спектакль, хотя в нем и появляются люди в масках и камуфляже, а
электронное табло над сценой отсчитывает минуты, оставшиеся до взрыва, не
столько о самом терроризме, сколько об ощущении террора, насилия, страха,
которое постепенно, исподволь расползается среди людей. Здесь и детские страхи
ущербных, не любимых своими родителями детей, и фобии современных Отелло,
которых все вокруг подталкивают к убийству, и комплексы заключенных из офисных
казематов с комнатами отдыха, где хочется повеситься. Это спектакль про мир, где
все друг друга терроризируют: любовник – любовницу, мать – сына, собака
начальника – его подчиненных. Здесь бабушка-старушка обсуждает с соседкой план
отравления зятя, в то время как внучек испытывает на них подаренный
папой-кавказцем лазерный прицел. Здесь бойцы спецназа, вернувшись с задания,
разряжаются на одном из своих сослуживцев. Здесь жгучая брюнетка с видом Медеи
мечтает за что-то отомстить соседям, подбросив им под дверь содержимое помойки.
И даже луч света в темном царстве, лучезарная Мэрилин Монро, которая в спектакле
появляется в количестве шести штук, оказывается заложницей героина. Все эти
пестрые обрывочные картинки соединяются в цельный сюжет только в финале, чтобы
тут же рассыпаться снова. Потому что после того, как электронные часы
остановятся на нуле, то есть самолет все-таки взорвется, все предшествующее
перестанет иметь какое-либо значение.
http://www.kommersant.ru/doc.html?path=/daily/2002/204/25678328.htm
|