Марина Зайонц

Террористы, на выход!

"Итоги" № 46

 

Во МХАТе им. А. П. Чехова сыграли "Терроризм" в постановке Кирилла Серебренникова

 

Режиссер Кирилл Серебренников является приверженцем социально-актуального театра. В пьесе "Терроризм" объектом исследования становится террор во всех его видах - бытовой, производственный, сексуальный.

Режиссер Кирилл Серебренников является приверженцем социально-актуального театра. В пьесе "Терроризм" объектом исследования становится террор во всех его видах - бытовой, производственный, сексуальныйПьеса братьев Пресняковых со столь пугающеактуальным названием выиграла конкурс, затеянный Министерством культуры и МХАТом для поддержки современной драмы. Кроме нее, на мхатовской сцене будут поставлены еще две пьесы - "Облом-off" Михаила Угарова и "Пьемонтский зверь" белоруса Андрея Курейчика, но не случайно именно "Терроризм" стал первым в череде новых постановок. Это своего рода манифест - внятный, громкий и убедительный.

В программке спектакля помещены две фотографии. На одной - братья Пресняковы и режиссер Кирилл Серебренников в окружении актеров - участников спектакля. На другой - Антон Чехов читает свою "Чайку" молодой труппе Художественного театра. Намек прозрачен - именно так рождается новый театр. Современные темы, адекватный театральный язык, азартная молодая компания. При этом Кирилл Серебренников в многочисленных интервью, посыпавшихся в последний год как из рога изобилия, давно призывал объявить мораторий на постановки пьес Чехова и направить таланты на борьбу с окружающим нас общественным злом. Его волнует "социально-актуальный театр", и он темпераментно и мощно доказал это новой постановкой.

Олег и Владимир Пресняковы живут в Екатеринбурге, по образованию филологи, пьесы сочиняют давно, создали свой театр, назвав его зачем-то театром Кристины Орбакайте, и играют там все, что захотят и как захотят. На мир смотрят исподлобья и, кажется, крайне неодобрительно. Пристально рассматривают его как объект научного исследования и делают весьма неутешительные выводы. К событиям на Дубровке, к Чечне, исламскому фундаментализму, взрывам домов и захвату самолетов пьеса прямого отношения не имеет. Здесь изучают террор в душе человека. Мать терроризирует сына, внук - бабушку, бабушка - соседей. Начальник тиранит подчиненных, те в свою очередь отыгрываются на домашних или просто на первых встречных. Все виды террора предъявлены к рассмотрению - бытовой, производственный, сексуальный. Цепь на первый взгляд разрозненных эпизодов в конце концов ловко замыкается, связывается в один узел, назначенный возбудить в обывателе одну-единственную мысль - насилие рождает насилие. Мысль эта, безусловно верная, никакого развития в пьесе не имеет, с первого же эпизода легко прочитывается, все остальные ее еще и еще раз иллюстрируют. Иногда довольно-таки навязчиво, то есть берут тебя за шкирку и макают лицом известно во что.

Режиссер Кирилл Серебренников в прошлом сезоне довольно сильно возбудил театральную общественность двумя своими постановками ("Пластилин" в Центре драматургии и режиссуры и "Откровенные полароидные снимки" в Театре им. Пушкина), и теперь он, что называется, нарасхват. Выпустил спектакль во МХАТе, репетирует в "Современнике" с Мариной Нееловой, ну и так далее. Окончательное завоевание Москвы если еще и не случилось, то явно не за горами. Ему 33 года, родом из Ростова-на-Дону, по образованию физик, работал в кино и на телевидении, получил ТЭФИ за режиссуру, а теперь переключился на театр. Он, несомненно, талантлив, талантлив агрессивно, захватнически. Энергетика лучших сцен "Терроризма" столь сильна, что иногда кажется - со сцены бьет током.

Интересно, что при явной тяге к актуальности режиссура Серебренникова далека от быта. Персонажи "Терроризма" не имеют имен, характеров и внятной житейской истории. Действие больше всего напоминает затейливый танец, только вместо музыки звучит слово. Надрывность темы здесь смело замешивают с иронией, а получившуюся смесь объявляют трагифарсом, обозначив этим словом жанр спектакля. В точном соответствии жанру отлично (темпераментно, гротескно и стильно) играют актеры - и те, кто давно работает с Серебренниковым (Анатолий Белый, Марина Голуб, Виталий Хаев), и мхатовцы, впервые попробовавшие на вкус новую манеру (Эдуард Чекмазов, Наталья Бочкарева и совсем юный Сергей Медведев).

Проблема, в сущности, одна. К исходу двух с половиной часов насилие, заявленное как объект сценического исследования, становится все более очевидным средством выразительности. И, кажется, непременно должны последовать знакомые слова: "Всем оставаться на своих местах. Это захват!"

http://www.itogi.ru/paper2002.nsf/Article/Itogi_2002_11_19_12_4608.html