Во МХАТе им. А. П. Чехова сыграли "Терроризм" в
постановке Кирилла Серебренникова
Режиссер Кирилл Серебренников является приверженцем
социально-актуального театра. В пьесе "Терроризм" объектом исследования
становится террор во всех его видах - бытовой, производственный, сексуальный.
Режиссер Кирилл Серебренников является приверженцем социально-актуального
театра. В пьесе "Терроризм" объектом исследования становится террор во всех его
видах - бытовой, производственный, сексуальныйПьеса братьев Пресняковых со столь
пугающеактуальным названием выиграла конкурс, затеянный Министерством культуры и
МХАТом для поддержки современной драмы. Кроме нее, на мхатовской сцене будут
поставлены еще две пьесы - "Облом-off" Михаила Угарова и "Пьемонтский зверь"
белоруса Андрея Курейчика, но не случайно именно "Терроризм" стал первым в
череде новых постановок. Это своего рода манифест - внятный, громкий и
убедительный.
В программке спектакля помещены две фотографии. На одной -
братья Пресняковы и режиссер Кирилл Серебренников в окружении актеров -
участников спектакля. На другой - Антон Чехов читает свою "Чайку" молодой труппе
Художественного театра. Намек прозрачен - именно так рождается новый театр.
Современные темы, адекватный театральный язык, азартная молодая компания. При
этом Кирилл Серебренников в многочисленных интервью, посыпавшихся в последний
год как из рога изобилия, давно призывал объявить мораторий на постановки пьес
Чехова и направить таланты на борьбу с окружающим нас общественным злом. Его
волнует "социально-актуальный театр", и он темпераментно и мощно доказал это
новой постановкой.
Олег и Владимир Пресняковы живут в Екатеринбурге, по
образованию филологи, пьесы сочиняют давно, создали свой театр, назвав его
зачем-то театром Кристины Орбакайте, и играют там все, что захотят и как
захотят. На мир смотрят исподлобья и, кажется, крайне неодобрительно. Пристально
рассматривают его как объект научного исследования и делают весьма
неутешительные выводы. К событиям на Дубровке, к Чечне, исламскому
фундаментализму, взрывам домов и захвату самолетов пьеса прямого отношения не
имеет. Здесь изучают террор в душе человека. Мать терроризирует сына, внук -
бабушку, бабушка - соседей. Начальник тиранит подчиненных, те в свою очередь
отыгрываются на домашних или просто на первых встречных. Все виды террора
предъявлены к рассмотрению - бытовой, производственный, сексуальный. Цепь на
первый взгляд разрозненных эпизодов в конце концов ловко замыкается, связывается
в один узел, назначенный возбудить в обывателе одну-единственную мысль - насилие
рождает насилие. Мысль эта, безусловно верная, никакого развития в пьесе не
имеет, с первого же эпизода легко прочитывается, все остальные ее еще и еще раз
иллюстрируют. Иногда довольно-таки навязчиво, то есть берут тебя за шкирку и
макают лицом известно во что.
Режиссер Кирилл Серебренников в прошлом
сезоне довольно сильно возбудил театральную общественность двумя своими
постановками ("Пластилин" в Центре драматургии и режиссуры и "Откровенные
полароидные снимки" в Театре им. Пушкина), и теперь он, что называется,
нарасхват. Выпустил спектакль во МХАТе, репетирует в "Современнике" с Мариной
Нееловой, ну и так далее. Окончательное завоевание Москвы если еще и не
случилось, то явно не за горами. Ему 33 года, родом из Ростова-на-Дону, по
образованию физик, работал в кино и на телевидении, получил ТЭФИ за режиссуру, а
теперь переключился на театр. Он, несомненно, талантлив, талантлив агрессивно,
захватнически. Энергетика лучших сцен "Терроризма" столь сильна, что иногда
кажется - со сцены бьет током.
Интересно, что при явной тяге к
актуальности режиссура Серебренникова далека от быта. Персонажи "Терроризма" не
имеют имен, характеров и внятной житейской истории. Действие больше всего
напоминает затейливый танец, только вместо музыки звучит слово. Надрывность темы
здесь смело замешивают с иронией, а получившуюся смесь объявляют трагифарсом,
обозначив этим словом жанр спектакля. В точном соответствии жанру отлично
(темпераментно, гротескно и стильно) играют актеры - и те, кто давно работает с
Серебренниковым (Анатолий Белый, Марина Голуб, Виталий Хаев), и мхатовцы,
впервые попробовавшие на вкус новую манеру (Эдуард Чекмазов, Наталья Бочкарева и
совсем юный Сергей Медведев).
Проблема, в сущности, одна. К исходу двух с
половиной часов насилие, заявленное как объект сценического исследования,
становится все более очевидным средством выразительности. И, кажется, непременно
должны последовать знакомые слова: "Всем оставаться на своих местах. Это
захват!"
http://www.itogi.ru/paper2002.nsf/Article/Itogi_2002_11_19_12_4608.html
|