На этот раз акцент
фестиваля, представляющего достижения нового европейского театра, сделан на
синтетическом жанре: в его программе много современного танца, "Stabat Mater"
Перголези в исполнении швейцарского театра "Ноймаркт" и знаменитый Жозеф Надж с
"Войцеком" Бюхнера и лирическим дуэтом "Время отступления" в сопровождении живой
музыки.
Вокруг "Терроризма" ажиотаж: название слишком живо напоминает
недавнюю реальную московскую трагедию, пьеса незнакомых столице драматургов
братьев Пресняковых из Екатеринбурга победила в конкурсе современной российской
драматургии, поставил ее режиссер Кирилл Серебренников, известный широкой
публике как режиссер телесериалов, а театралам - как постановщик нашумевшего
"Пластилина". Не уверена, что премьера оправдала всеобщие
ожидания.
Написанная год назад, пьеса к событиям на Дубровке,
естественно, прямого отношения не имеет и повествует о терроризме повседневном,
бытовом: все ее герои заняты исключительно тем, что совершают насилие друг над
другом. Мать унижает девятилетнего сына, теща задумывает отравить зятя, жена
изменяет мужу с любовником, требуя инсценировать насилие над ней, начальник
тиранит подчиненных и так далее. Лет тридцать назад тоже были такие пьесы
(единственное отличие - лексика: в этой один из персонажей возмущается тем, что
ему продали использованную дискету с файлом, на котором только одно слово -
"от-сос", - и тоже совершает в ответ маленькую пакость: подкладывает ягоду
винограда в новый ботинок в магазине), и шли они по разделу "чернуха". И тогда,
и теперь зрителю крайне неуютно было находиться в мире взаимной всеобщей
ненависти, только раньше, в тех же пьесах Славкина или Петрушевской, количество
зла переходило в некое художественное качество театра, а теперь этого не
происходит, и эпизоды с армейской дедовщиной, показанные вполне натуралистично,
напоминают всего лишь газетную публицистику. Раньше автор страдал, теперь он
наблюдает, сознательно от всего происходящего дистанцируясь. Невольно думаешь о
том, что сладострастно изображать зло сегодня куда легче, чем искать - и уж тем
более находить - добро и красоту. Что, конечно, вовсе не означает, что их не
существует, просто они требуют другого таланта.
К чести Кирилла
Серебренникова и его актеров надо сказать, что для мизантропической и в общем-то
скучной пьесы братьев Пресняковых они нашли энергичную и современную театральную
форму. Разрозненные эпизоды на тему человеческой мерзости (сюжетная их связь
проясняется только к финалу) объединены в спектакле оригинальной металлической
конструкцией (сценограф Николай Симонов) и почти не сходящим со сцены студентом
Школы-студии МХАТа Сергеем Медведевым, который играет девятилетнего картавого
ребенка и собаку, то есть больше молчит, чем говорит, но делает это на редкость
выразительно. Очень стараются и остальные актеры (двое, кажется, специально
обрились наголо, другие послушно раздеваются в самых рискованных и подчеркнуто
неэротичных сценах, мокнут под импровизированным душем прямо на глазах зрителей
и залезают куда-то под потолок). Одну сцену режиссер придумал вообще здорово:
главный "дед" прямо на камуфляж, поверх армейских сапог натягивает белое
платьице Мэрилин Монро и исполняет "Happy Birthday To You", обращаясь к
господину президенту. В финале нам показывают горящий пропеллер вертолета - и
опять в эпизоде без слов смысла оказывается едва ли не больше, чем в пространных
монологах героев пьесы, многие из которых написаны почему-то в стихах (о рифмах
умолчим).
Словом, в табаковском МХАТе одним модным спектаклем,
рассчитанным на продвинутую молодежную тусовку, стало больше, и это, наверное,
хорошо. Хотя авторы наверняка претендовали на большее: не зря на фотографии в
программке они расселись, в точности повторяя знаменитое фото "Чехов с
участниками спектакля "Чайка"".
http://www.mn.ru/print.php?2002-44-45
|