24.11.2005

 

Екатерина Васенина

ТЕАТР ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ

Идиот стал Иудой Репортаж с поставленных за 10 часов спектаклей по пьесам, написанным за 10 часов

"Новая газета"

 

 
"Небо" Максима Курочкина и Кирилла Серебренникова на сцена театрального центра "Югра". (Фото Ларисы Камышевой)       "Югра» в переводе с хантыйского — «земля, окруженная водой», к тому же покоящаяся на водной подушке. Такая Атлантида отложенного действия. Югра — историческое название Ханты-Мансийского автономного округа, в котором сосредоточены головные офисы крупнейших нефтяных компаний: Нефтеюганск — «ЮКОС», Нижневартовск — ТНК, Когалым — «ЛУКОЙЛ».
       
       На нефтяном острове почти совсем не растет свой театр. Его привозят самолетами, как фрукты или свежие цветы. Уже пять лет доставкой лучших московских постановок в богатый нефтью и благодарным зрителем регион занимается продюсерский центр «Чайка ТВ». В этом году «Чайка» продолжила знакомство хантымансийцев с современной драматургией и московскими режиссерами.
       Затеяли эксперимент — «суточные» пьесы. Живчики-продюсеры «Чайки» Елена Лапина и Екатерина Коновалова, едва ли не последние хранительницы витальности в московских театрах, любят веселые старты: темы тянули из шапки. Выписанные кто из Москвы, кто из Киева модные драматурги Максим Курочкин, Екатерина Нарши, Алексей Слаповский, Наталья Ворожбит получили тему и на 10 часов были заперты в кельях. Не менее модные Кирилл Серебренников, Евгений Писарев, Константин Богомолов и Владимир Агеев, отвлекшись от московских премьер, в свою очередь за 10 часов написанное поставили.
       Что можно сделать за сутки? Но эксперимент удался; результаты на фоне сроков поразили самих участников. «Небо» Максима Курочкина — Кирилла Серебренникова, «Тоска» Екатерины Нарши — Евгения Писарева, «Автор в поисках персонажей» Алексея Слаповского — Константина Богомолова, «Любовь» Натальи Ворожбит — Владимира Агеева поразили зрителей тем, что возникли из воздуха, из ткани их сегодняшней будничной жизни, которая оказалась достойна стать спектаклем.
       Слаповский (автор важных для театралов пьес «Вишневый садик» и «Пьеса № 27» и сценарист сериалов «Участок» и «Остановка по требованию») театрализовал саму ситуацию: драматург сидит в кабинете, и к нему, натурально, приходят персонажи. Но не чаю попить за душевной беседой, а задушить мучителя, чтобы не заставлял говорить всякую ахинею. Актриса Театра Вахтангова Анна Дубровская, занятая в роли Дездемоны в вахтанговском «Отелло», с удовольствием попрактиковалась.
       Наталья Ворожбит зло посмеялась над телезрителями, «подсевшими» на ток-шоу. В ее пьесе «Любовь» молодая семейная пара, тоскливо отмечающая свой развод у телевизора с бутылочкой, разговаривает гладкими, бессмысленными, услышанными в ток-шоу фразами. Таким путем тем не менее телевизору-демиургу удается помирить супругов, и тогда телеящик начинает сигналить: «Пожалуйста, выключите меня!».
       Кирилл Серебренников, после успеха «Господ Головлевых» в МХТ стремительно репетирующий с Фанни Ардан для фестиваля Владимира Спивакова и приступающий к «Фальстафу» в Мариинском театре, давно мечтал поставить пьесу Максима Курочкина. Ханты-мансийская земля предоставила такую возможность. «Небо» — печально-ироничная интерпретация откровения от Иоанна. К рядовому гражданину планеты Земля, насмотревшемуся голливудского «мыла» и потому называющему себя Гениальным Героем Вселенной (Юрий Чурсин), приходит Ангел, Сворачивающий Небо (Сергей Медведев) и трубит в рупор: «Сворачивайся!». Землянин не хочет, заговаривает зубы: мол, всегда готов, даже рот в метро держу открытым, чтобы взрывную волну легче пережить. Но вот столько еще не сделал: жену не осчастливил, мир не повидал. И заговаривает-таки Ангелу зубы: Апокалипсис снова откладывается на завтра. Блестящий актерский состав — роли жен исполнили Елена Морозова, Наталья Швец — не позволяет назвать показ этюдом, это заявка на полноценный спектакль.
       Но самый большой успех снискала «Тоска» Екатерины Нарши в постановке Евгения Писарева (совсем недавно режиссер поставил в театре Пушкина нашумевший спектакль «Одолжите тенора!»). Второе название спектакля — «Пережить 8 марта». Цирковая клоунада о гордой обиженной девушке, не отвечающей на телефонные звонки и посвятившей этот день своей полоумной маме, нашла самый живой отклик у всегда многочисленной женской театральной аудитории. Очень разные актрисы — грубоватая авангардистка Вера Воронкова в роли мамы и актриса Малого театра Евгения Дмитриева — легко нашли общий язык: спеться, чтобы сыграть семейные баталии, им не составило труда.
       За спектакли голосовали — на выходе в корзиночку с названием бросали бумажку. С большим отрывом победила «Тоска» — мелодрама в очередной раз доказала свою непотопляемость. Да и мог ли победить спектакль с другим названием в России, даже если это благополучный нефтяной регион?
       Эксперимент грозит перерасти в тенденцию: похожая история ждет нас 12 декабря в «Школе современной пьесы». Только авторами пьес в этот раз будут обычные московские школьники, а их тексты поставят режиссеры из Великобритании. Первым азам драматургии школьников научат тольяттинские драматурги братья Дурненковы. Такие кунштюки быстро проясняют отзывчивость театральных звезд и их включенность в сегодняшний день. Это раньше с парохода современности сбрасывали — теперь не успевшие пристегнуться вываливаются из общего скоростного поезда сами.
       

http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/88n/n88n-s35.shtml