"Югра» в
переводе с хантыйского — «земля, окруженная водой», к тому же покоящаяся на
водной подушке. Такая Атлантида отложенного действия. Югра — историческое
название Ханты-Мансийского автономного округа, в котором сосредоточены головные
офисы крупнейших нефтяных компаний: Нефтеюганск — «ЮКОС», Нижневартовск — ТНК,
Когалым — «ЛУКОЙЛ». На нефтяном острове почти
совсем не растет свой театр. Его привозят самолетами, как фрукты или свежие
цветы. Уже пять лет доставкой лучших московских постановок в богатый нефтью и
благодарным зрителем регион занимается продюсерский центр «Чайка ТВ». В этом
году «Чайка» продолжила знакомство хантымансийцев с современной драматургией и
московскими режиссерами. Затеяли эксперимент — «суточные» пьесы.
Живчики-продюсеры «Чайки» Елена Лапина и Екатерина Коновалова, едва ли не
последние хранительницы витальности в московских театрах, любят веселые старты:
темы тянули из шапки. Выписанные кто из Москвы, кто из Киева модные драматурги
Максим Курочкин, Екатерина Нарши, Алексей Слаповский, Наталья Ворожбит получили
тему и на 10 часов были заперты в кельях. Не менее модные Кирилл Серебренников,
Евгений Писарев, Константин Богомолов и Владимир Агеев, отвлекшись от московских
премьер, в свою очередь за 10 часов написанное поставили. Что можно
сделать за сутки? Но эксперимент удался; результаты на фоне сроков поразили
самих участников. «Небо» Максима Курочкина — Кирилла Серебренникова, «Тоска»
Екатерины Нарши — Евгения Писарева, «Автор в поисках персонажей» Алексея
Слаповского — Константина Богомолова, «Любовь» Натальи Ворожбит — Владимира
Агеева поразили зрителей тем, что возникли из воздуха, из ткани их сегодняшней
будничной жизни, которая оказалась достойна стать
спектаклем. Слаповский (автор важных для театралов пьес «Вишневый
садик» и «Пьеса № 27» и сценарист сериалов «Участок» и «Остановка по
требованию») театрализовал саму ситуацию: драматург сидит в кабинете, и к нему,
натурально, приходят персонажи. Но не чаю попить за душевной беседой, а задушить
мучителя, чтобы не заставлял говорить всякую ахинею. Актриса Театра Вахтангова
Анна Дубровская, занятая в роли Дездемоны в вахтанговском «Отелло», с
удовольствием попрактиковалась. Наталья Ворожбит зло посмеялась над
телезрителями, «подсевшими» на ток-шоу. В ее пьесе «Любовь» молодая семейная
пара, тоскливо отмечающая свой развод у телевизора с бутылочкой, разговаривает
гладкими, бессмысленными, услышанными в ток-шоу фразами. Таким путем тем не
менее телевизору-демиургу удается помирить супругов, и тогда телеящик начинает
сигналить: «Пожалуйста, выключите меня!». Кирилл Серебренников, после
успеха «Господ Головлевых» в МХТ стремительно репетирующий с Фанни Ардан для
фестиваля Владимира Спивакова и приступающий к «Фальстафу» в Мариинском театре,
давно мечтал поставить пьесу Максима Курочкина. Ханты-мансийская земля
предоставила такую возможность. «Небо» — печально-ироничная интерпретация
откровения от Иоанна. К рядовому гражданину планеты Земля, насмотревшемуся
голливудского «мыла» и потому называющему себя Гениальным Героем Вселенной (Юрий
Чурсин), приходит Ангел, Сворачивающий Небо (Сергей Медведев) и трубит в рупор:
«Сворачивайся!». Землянин не хочет, заговаривает зубы: мол, всегда готов, даже
рот в метро держу открытым, чтобы взрывную волну легче пережить. Но вот столько
еще не сделал: жену не осчастливил, мир не повидал. И заговаривает-таки Ангелу
зубы: Апокалипсис снова откладывается на завтра. Блестящий актерский состав —
роли жен исполнили Елена Морозова, Наталья Швец — не позволяет назвать показ
этюдом, это заявка на полноценный спектакль. Но самый большой успех
снискала «Тоска» Екатерины Нарши в постановке Евгения Писарева (совсем недавно
режиссер поставил в театре Пушкина нашумевший спектакль «Одолжите тенора!»).
Второе название спектакля — «Пережить 8 марта». Цирковая клоунада о гордой
обиженной девушке, не отвечающей на телефонные звонки и посвятившей этот день
своей полоумной маме, нашла самый живой отклик у всегда многочисленной женской
театральной аудитории. Очень разные актрисы — грубоватая авангардистка Вера
Воронкова в роли мамы и актриса Малого театра Евгения Дмитриева — легко нашли
общий язык: спеться, чтобы сыграть семейные баталии, им не составило
труда. За спектакли голосовали — на выходе в корзиночку с названием
бросали бумажку. С большим отрывом победила «Тоска» — мелодрама в очередной раз
доказала свою непотопляемость. Да и мог ли победить спектакль с другим названием
в России, даже если это благополучный нефтяной регион? Эксперимент
грозит перерасти в тенденцию: похожая история ждет нас 12 декабря в «Школе
современной пьесы». Только авторами пьес в этот раз будут обычные московские
школьники, а их тексты поставят режиссеры из Великобритании. Первым азам
драматургии школьников научат тольяттинские драматурги братья Дурненковы. Такие
кунштюки быстро проясняют отзывчивость театральных звезд и их включенность в
сегодняшний день. Это раньше с парохода современности сбрасывали — теперь не
успевшие пристегнуться вываливаются из общего скоростного поезда
сами.
http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/88n/n88n-s35.shtml
|