ИСТОРИЯ, которую сочинили братья Пресняковы и поставил во МХАТе Кирилл
Серебренников, еще только готовится превратиться в хит. Пока что она длится два
с половиной часа, скрипит на переходах и связках и слишком близко перекликается
с тем, что произошло на Дубровке.
Когда заглушится первая острая реакция, проступит иной смысл пьесы,
которую молодые екатеринбургские драматурги сочинили за год до трагедии,
превратившей слово "терроризм" в главное слово эпохи. Сцена за сценой они
сложили коллективный портрет общества, уродливый и страшный, в котором терроризм
является внутренним основанием и смыслом всех отношений. Привычный секс с
любовником, привычные крики матери, привычная ненависть жены и мужа, подчиненных
и начальников - истории, которые мы видим каждый день и которые в пьесе с
легкостью венчаются агрессией, убийством, смертью. В отличие от пьесы их земляка
Васи Сигарева "Пластилин", с таким оглушительным успехом поставленной
Серебренниковым в Центре драматургии и режиссур, в "Терроризме" нет ничего
темного, бессознательного, явившегося из глубин авторского воображения или под
напором жизненных впечатлений. Их пьеса холодно и расчетливо описывает
психологию "террора" на всех уровнях социальной жизни, там, где террор,
собственно, зарождается, в нечеловеческих отношениях между людьми, которые
превратились в норму. Предсказуемая в каждой своей картине пьеса Пресняковых
вносит в театральный контекст новую конъюнктуру, легко вписываясь в ряд
европейской социально-ориентированной драмы последних лет. Фестиваль NET,
пытающийся осмыслить ландшафт нового европейского театра, вот уже во второй раз
представляет в качестве своего манифеста подобную конъюнктуру. На предыдущем
фестивале за самый обжигающий крик современности была выдана пьеса фон
Мариенбурга "Огнеликий" в постановке литовца Оскараса Коршуноваса. Умные братья
Пресняковы, знатоки литературы, философии и социологии, преподаватели Уральского
университета, цитируют в пьесе Мандельштама: "И прекрасна так и хороша темная
звериная душа". Задача Кирилла Серебренникова заключалась в том, чтобы вновь
расколдовать эти холодные снимки действительности, найти темную звериную душу,
то поэтически-темное состояние, в котором рождаются предчувствия, видения и
образы. Пока что из всего фейерверка его фантазий самой сильной оказалась сама
"звериная душа" - тоненький мальчик с кудрявой головой, который созерцает все
происходящее, превращаясь то в террориста, то в озлобленного пса, то в робкого
наблюдателя (студент Школы-студии МХАТ Сергей Медведев). Его странное
присутствие, равнодушное, "отмороженное" созерцание, его танец, прогулка по
подиуму туда и обратно - все это набрасывает на бодрую, эффектную,
вызывающе-агрессивную эстетику дефиле тень настоящего волнения.
По
способности сочинять художественную ткань в спектакле "Терроризм" Кирилл
Серебренников переиграл братьев Пресняковых. В очередной раз он собрал вокруг
себя актеров, которых, как бывает в случае с прирожденным режиссером, сумел
научить своему особому языку. Его старая компания - Марина Голуб, Анатолий
Белый, Виталий Хаев - и совсем молодые мхатовские актеры играют стильно и остро,
преобразуя психологию в ни на что не похожий танец (хореографию здесь делал его
соавтор по прежним спектаклям Альберт Альберт) - выходит легко, "отмороженно",
то есть так, как сегодня принято жить. Серебренников, собственно, и принес это
чувство современности в саму игру актеров, в манеру их существования. При этом
играют ли они про террористов, врываются ли на подиумы в камуфляжах или в
стильных лондонских "прикидах" - не имеет большого значения. Серебренников
рассказывает что-то важное про сегодняшнее чувство жизни, лежащее над всякой
конъюнктурой, а пьеса братьев Пресняковых создает для этого лишь осмысленную и
холодную раму.
http://www.rg.ru/
|