Публика, как ее ни отучай, хочет смеяться. И МХТ им. А. П. Чехова
закончил свои гастроли комедией Кена Людвига «Примадонны».
Спектакль молодого актера-режиссера Евгения Писарева начался
тягучим диалогом пастора и его невесты. Я в испуге бросился в темноте читать
программку: не пришел ли сгоряча на представление драмы Ибсена, но оказалось все
в порядке – просто надо было продемонстрировать, как приезд двух неудачливых
актеров взрывает сонную одурь маленького американского городка.
Далее развивалась история, знакомая по нескольким фильмам и
пьесам. Актеры для получения двух миллионов наследства от мнимой тетушки
переодеваются в женщин, но женщины натуральные путают все карты и т. д. Если к
сценарию «В джазе только девушки» прибавить «Тетку Чарлея» («Здравствуйте, я
ваша тетя!») да еще разбавить немного «Тутси», получатся «Примадонны».
Писарев этой вторичности не стесняется, даже ее подчеркивает.
Когда красавица Мэг (Наталья Швец) избавилась от гнетущего воздействия пастора,
надела изумрудное платьишко размером с бикини, нацепила паричок а-ля Мэрилин
Монро, тут же зазвучала песенка из «В джазе только девушки». В принципе
постановщиком задана стилистика игры развлекательных голливудских лент 1950-х
годов. То есть чем наивнее, тем лучше. Станиславский буквально отдыхает. Но
главный смак, разумеется, не в стилях всяких, а в том, как знакомые по
ментовским сериалам актеры щеголяют в дамской одежде.
Юрий Чурсин (Лео), недавно награжденный за лучшее исполнение
мужской роли в фильме «Изображая жертву», чувствует себя на высоких каблуках
так, будто вылез в них из утробы матери. Вертляв и сексапилен. Тяжеловес Дмитрий
Дюжев (Джек) ничего, кроме традиционного жеманства, для себя не придумал. Тем не
менее его (ее) домогаются отец с сыном, срывая с «девушки» юбку и другие
предметы туалета. Кстати, в остальное время отец с сыном (Вячеслав
Невинный-младший и Сергей Медведев) бьют друг друга бутылками по голове.
По-настоящему хороша только тетушка Флоренс – ее, естественно,
играл тоже мужчина – Михаил Трухин, вчерашний Гамлет. Воспитанник Петербургской
театральной академии, Трухин единственный играл по-мхатовски: предельно
органично, но смешно. Надо было видеть, как он(она) лихо перескакивал(а) через
три ступеньки с помощью инвалидного ходунка.
Три персонажа из восьми меняли пол. Если бы и мужчины-мужчины
оказались женщинами, было бы еще веселее, но американский драматург Людвиг, по
профессии адвокат, недотянул. Под конец персонажи поменяли цель жизни: им уже не
нужны миллионы, а только девушек подавай – это уже совсем не смешно. Философски
оглядывая жизнь, я полагаю: нужен и миллион, и Мэрилин Монро.
Между прочим, о смехе, ради которого все затевалось.
Непосредственные зрители БДТ, где проходили гастроли, от души хохотали над
тонкими шутками по поводу разных мужских органов – зрители «посредственные»
размышляли о том, что английский хохмач Рей Куни на фоне Кена Людвига выглядит
сугубым интеллектуалом, а развлекательные петербургские постановки по Куни,
которые раздражают критиков, заслуживают высших театральных наград. Московские
рецензенты «Примадонн» после рождественской премьеры выражали надежду, что со
временем, когда спектакль обкатается, он, наверное, достигнет легкости,
искрометности и веселья. Через полгода «Примадонны» все еще не обкатались. Пусть
катаются дальше. Быть может, на следующий год...
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10244891@SV_Articles
|