Что нужно для успешной карьеры, для того, чтобы легко и без усилий заслужить благоволение самого императора, жениться на красавице-фрейлине, дослужиться до генерала и быть похороненным с невероятными почестями? Нужно быть никем, фантомом, сотканным из воздуха, иными словами, просто не существовать. Во времена правления Павла I - монарха жестокого, но слабого - в России,
возможно, было и такое.
Анекдот, положенный Юрием Тыняновым в основу повести "Подпоручик Киже", перенесен на сцену не дословно. Кирилл Серебренников добавил тексты Карамзина и Канта, стихи Баркова, цитаты из "Домостроя" и много музыки. Режиссер говорит, что для него все это начиналось как небольшая работа для малой сцены - в паузе между репетициями "Трехгрошовой
оперы". "А потом это маленькое нечто стало разрастаться, - рассказывает Серебренников, - и получился большой спектакль, с которым мы уже сами не можем справиться".
Здесь все - вопреки логике: например, микрофоны, которые на малой сцене вроде и не нужны, пластиковый пол, по которому почти невозможно передвигаться, и облака белой муки.
"Жанра нет. Это какое-то третье измерение", - отметил Сергей Медведев, актер МХТ имени Чехова.
"Мы сначала обращались к традиции японского театра, где только одна пластика", - подчеркнул Леонид Тимцуник, заслуженный артист России.
Режиссер убрал сатирический акцент, обличение самодержавия. В его постановке император Павел I едет по России, населенной неведомыми ему персонажами. Он хотел видеть Россию такой, какая она есть, а ему показали босховских чудовищ. Самодержец, которого называли русским Гамлетом, задушенный глухой ночью заговорщиками, тоже заслуживает милосердия.
|